ГРАЖДАНСКАЯ
ИНИЦИАТИВА Ò Журнал. Электронная версия Серия публикаций на темы образования сборник "Какая нужна нам школа?" |
|||
|
|
||
Автор:
Маленков С.К.
Формат *.htm |
Формат WORD97: |
||
УДК 821 {ББК 84 (2Рос=Рус)6-44} М 18 |
Формат А4 |
Формат А5 |
|
Сколько школ в нашей жизни? Каждый ребёнок страны оканчивает "среднюю" школу. Но не каждый помнит её начало. Многие считают, что она начинается в 1-м классе. А ведь в первом классе начинается "начальная" (а не "средняя") школа. И её окончание, как и переход на следующую ступень, - никак не отмечается. Его и не запоминают. Затем проходит "средняя" школа, окончание которой запоминает вся страна. Затем начинается как бы хаос образования. Кто во что горазд. И каждый для себя. Кто проходит ПрофТехУчилища и Техникумы (начальное и среднее профессиональное образование – две разные ступени. Их большинство граждан так и не отличает). Кто-то заканчивает ВУЗ. И в этих же нишах готовят кадры военные училища. Кто-то оканчивает какие-то курсы. Они плодятся и умирают, как мухи, но никто не сможет увидеть Систему со списком всех этих образовательных структур. Если спросить на улице людей о системе образования, редко кто вспомнит армию (как систему образования и школу жизни), тюрьму (своеобразная школа, где очень многие серьёзно изучают юриспруденцию, да и ещё кое-что…), профсоюз (недавно – почти общепризназнанную "школу коммунизма"), другие общественные образования и места "публичные", клубы и Дома Культуры, "кружки". Практически никто не назовёт "детский сад", "детские ясли", семью. А ведь они – основа фундамента жизни, место многих наших первых уроков. Установки хорошей и сильной семьи не перебьют другие школы. Но почти все назовут Школу и ВУЗ. От "средней" школы до "высшей" – серия разных школ. После "средней" общеобразовательной школы должны быть высшие
общеобразовательные. Но ведь "общеобразовательных" ВУЗов просто нет… В смысле готовящих кого-то не для какой-то
профессии, и впрок и "для души". Экзамены и аттестаты всех ВУЗов ориентированы на качество
знаний по профессиям, т.е. ВУЗы – это система профобразования. Они –
продолжение начально-профессионального и средне-профессионального
образования. А "средняя" школа – давно
уже не имеет "высшего" продолжения.
Оно переродилось. Школьный
"Бал" - чумной Пир – пир обречённого большинства – обречённого на
практическое прекращение их образования, на обрыв его полноты и системности,
на фактический обрыв неограниченного Конституцией ПРАВА. Но в общем сознании остаётся ложным символом Высшая Школа – ВУЗы. За высшим образованием, оказывается, возможно и повыше – аспирантура, докторантура, академия, достижение почётных степеней в каждой профессии. И продвижение по должностным лестницам – тоже связано с движением в образовании! И таким образом называемое и записываемое "высшее" образование – лишь начальное из "высших". Но вершины образования - нет. Если мы сами не ставим перед собой стену (или потолок). Но несколько высших вершин – глупость. Только одна из них – настоящая высшая. Значит, общепризнаваемое "высшее" (ВУЗовское) образование с окончанием 5-го курса ВУЗа – фиктивно высшее, ложно титулованное… А ложь о нём, как о высшем, фигурирует не только в разговорной речи, но и в СМИ (преступление по ст. 140 УК РФ, предоставление неполной или заведомо ложной информации), во многих документах (преступление по ст. 142 УК РФ (фальсификация избирательных документов[1]), ст. 182 УК РФ (заведомо ложная реклама), ст. 303 УК РФ (фальсификация доказательств[2]). Когда мы где-то предоставляем в качестве "документа о высшем образовании" – диплом об окончании ВУЗа, нам даже в голову не приходит, что мы совершаем преступление по ст. 327 п.3 УК РФ - использование заведомо подложного[3] документа, т.к. ВУЗ не дал Вам высшего образования, окончание одной из ступеней заведения (даже способного дать Высшее образование) не является фактом окончания Высшего Учебного Заведения. А лишь окончанием обучения на одной из его ступеней.[4] Действительное окончание Высшего Учебного Заведения[5] должно означать успешное прохождение всех его ступеней обучения по одному из профилей до высшей стадии профподготовки. И я бы сказал – только для окончивших с отличием. Ибо у прочих – уже не высшее образование. И разве оно успешно, если получено едва-едва, на "троечку"? Заметьте, наказания за изготовление заведомо
подложного документа от имени государства – в УК не предусмотрено. А
разве эти преступления не совершаются? И внушение заведомо ложных
представлений, правил – тоже. И понуждение к их исполнению и повторению – должно
считаться преступлением и наказываться! Разве не надо предусмотреть
наказаний за то, что совершать не желательно? При отсутствии наказуемости –
нежелаемое для большинства отдельных соблазнит безнаказанностью. Так дальше жить нельзя! Как я уже сказал, после "средней" общеобразовательной школы
должны быть высшие общеобразовательные. Но ведь "общеобразовательных" ВУЗов просто
нет… В смысле готовящих кого-то не для какой-то профессии, и впрок и "для души". Такими высшими школами
когда-то были институты для дворян, чьё образование не обязывало их работать. Экзамены и аттестаты всех нынешних
ВУЗов давно ориентированы на качество знаний по профессиям, т.е. ВУЗы – это система
профобразования. Они – стали продолжением начально-профессионального и
средне-профессионального образования. А "средняя" школа – давно уже не имеет "высшего" продолжения. Оно переродилось. Пирамида всеобщей общеобразовательной
подготовки является усечённой. Имея Право на образование, никак не
усечённое Конституцией, мы лишаемся этого права на ВУЗовской
ступени - низшими нормативными актами, что нарушает Конституционную
декларацию Права на образование, т.е. является массовым и ежедневным
преступлением, которое не хотят замечать и пресекать прокуроры и судьи! И когда
школьник поступает в ВУЗ, минуя низшие ступени профподготовки, то это
означает необходимость эту профподготовку дать ему прямо в ВУЗе, т.е. совмещать
в "высшей" школе ещё и две низшие ступени
хоть частично. Не научившись выделять компенсирующие функции ВУЗов,
госуправленцы впихнули в них и функции "послевузовского" образования. Кашу укашили. В нашем случае – искажены понятия и высшего, и среднего образования. Искажены и свидетельства об их аттестации.[6] Что же так искажает наши понятия? Да то, что в названии ВУЗ (рядом с названием Высшего) выпадает понятие профессионального образования. Есть начальное профессиональное образование, есть среднее профессиональное, назначено и "высшее ширпотребовское ("общее", если хотите) профессиональное"[7]… Ибо за ним, как я показал, долгая лестница ввысь, для многих – заоблачная. Говоря языком студента кулинарного техникума[8], суповой набор в гастрономе не гарантирует прекрасного супа. Для этого нужен набор приправ (и время их применения), повар, сервиз, хлеб, обстановка потребления, и… совпадение со вкусом заказчика… Если, например, для некоторых производственных цехов выпускник ВУЗа – высший специалист, то для НИИ и КБ – нет. Там "правят бал" кандидаты и доктора наук, "ведущие специалисты" с более высокой подготовкой, нежели выпускник ВУЗа. И оказывается, лестница образования весьма длинна[9], а большинство застревает на её начальных ступенях, считая себя "вполне образованным", с "высшим образованием"… И эту картину большинство мам и пап не знают сами, а потому и обрисовать не могут деткам… И учителя грешны этим же… И даже министры образования, культуры и производств… А почему? Потому, что лекция эта должна быть им прочитана 1 сентября перед началом обучения, затем - на выпускном вечере, вшита в первые страницы учебников. Закон "Об Образовании" должен быть в списке изучаемых документов (учебной литературы) и для учащихся, и для их родителей (если учащийся ещё слаб для осознания таких документов). Каталоги и тексты документов системы образования должны быть общедоступны в период всей сознательной жизни человека. Причём не только в библиотеках. Но и в приёмных чиновников системы образования, в интернете. Должна быть схема (вроде "сетевого графика") или таблица, в которой можно отметить клетки освоенного тобой образования, увидеть "непаханое" ещё тобой поле. Должен быть цифровой код набора дисциплин и их разделов с качественными оценками за каждую секцию. Должен быть автотестер (на базе ЭВМ) добросовестного учащегося и свободный доступ к базам знаний для доучивания (скоро прекратятся споры о том, что многим это легче и выгодней делать с помощью интернет). Но упомянутые недостатки образования надо устранить не только их перечислением[10], их надо… устранить! И ещё… Документ об образовании – это документ о его объёме и качестве на момент аттестации. Он не должен восприниматься как пожизненный знак достоинства. Как совершивший подвиг
не застрахован от последующего проявления трусости, так и однажды обученный
может показаться глупцом - после обученных на новых витках достижения наук и
образования. Каждый этап обучения должен начинаться с цели и задач, с описания прикладного значения, с описания проверки качества знаний и навыков в период обучения и в любой период жизни. Но это – тема другой статьи. К сборнику "Вечные студенты" \ Вопросы
"непрерывного образования" в работе "Вечные студенты" и "Правовые вопросы корпоративных отношений в сфере туристского
образования" \\ "Из моего словаря
новаций": 1.
Всеобуч \ Семейная школа \ Самообразование – основной
профнавык \ ООО Родительское Собрание
\ 2. "Дошкольная" школа \ Схема человека и саморегулировки общества \ 3. "Начальная" школа \ Кубики знаний \ Мозаика гражданина
\ или Учиться,
учиться… Но как? \ Иллюстрации: в 1-м классе шк. №12
\ Моя
первая поездка в "Ясную Поляну" (весна 1962 г.) |
|||
ã
Фонд гражданских инициатив Ò,
МО
МОИП, 1993-2012
ã
Маленков С.К.,
член международного Союза славянских журналистов
Здесь Вы можете выбрать код наших банеров и текстовых ссылок из
расширенного списка
и поставить его на Ваш сайт (тут - автообмен ссылками) \\ Раскрутись сверх Миллиарда (!) посетителей!
Наш адрес: 123458, Москва, ул.
Твардовского 13-2-169, тел. (495) 758-2050 \ 8-926-294-00-31 \
Skype:
uniqum53
E-mail: fogrin@rambler.ru
Предупреждение: Почтовые
адреса даются только для переписки на темы сайта и его публикаций.
Использование адресов
электронной и обычной почты для рассылки рекламного или иного информационного
мусора будет наказываться.
Обновление:
01-03-2012fog
[1] Эту статью часто трактуют только с точки зрения фальсификации бюллетеней или результатов их
подсчёта. Но в избирательные документы входят и документы о предлагаемых кандидатах
с биографическими данными, среди которых перечисления видов и уровней образования.
[2] Чисто судебно-следственная статья. Если Вы записали утверждение о Вашем высшем образовании, не
прикладывайте в качестве доказательства документ о получении не самого высшего образования, на
котором будет написано "высшее". Кто написал и почему – вопрос второстепенный. Фальш. Хотя пока
на это не обращают внимания, считая такую явную фальшивку – истиной.
[3] УК РФ – самостоятельное явление серии преступлений, длящееся серийное преступление. Наказание за
использования подложного документа – включили, а за использование ложной информации и
фальсифицированных документов – наказания не предусмотрели (хотя создание их признано
преступлением и наказуется).
[4] Согласно нормам Уголовного Права прокурор и судья в процессе должны исследовать все обстоятельства
дела. И в тысячах дел, исследуемых ими ежедневно по стране, должны были всплывать эти
обстоятельства, входить в Частные Определения Судов для исправления несоответствий в нормативных
документах, для ликвидации условий возможного злоупотребления и правонарушений. Только их
преступной недобросовестностью возможно иметь десятилетиями описанный набор нелепостей
в образовании, создавший неправильную организацию образования.
[5] Название учебных заведений тоже должны отражать систему. Если Начальная, Средняя и Высшая Школы
составляют Систему (к чему обязывает смысловая цепочка названий), то они должны и называться
Начальная Школа, Средняя Школа, Высшая Школа. А в профессиональном образовании тоже должна
быть система, то есть Начальное профессиональное учебное заведение (НПУЗ), Среднее
профессиональное учебное заведение (СПУЗ), Высшее профессиональное учебное заведение (ВПУЗ).
Нет системы в названиях, трудно добиться и восприятия единства системы.
[6] Когда на Западе не признавали дипломы ВУЗов СССР, в этом была доля истины. Но… в их системах
образования присутствуют практически все описанные мной недостатки.
[7] Тогда название ВУЗ стало бы звучать и писаться как ВООПУЗ (высшее общеобразовательное
профессиональное учебное заведение) или ВУЗОПО (высшее учебное заведение общего
профессионального образования). Не так изящно для слуха, но более конкретно.
Я
предлагал отказаться от применения терминов "средний" и "высший" и называть Учебное
(общеобразовательное)
Заведение (УОЗ, ОУЗ) 1-2-3 ступени, Учебное Заведение профподготовки
(или гуманитарного образования) 1-2-3-4-5 ступени. УЗПП-3, УЗГО-4, например. А?
В Дипломах об окончании должно значиться "окончил первую ступень с дневной (вечерней, заочной)
формой
обучения…". Такое образование в
"Законе об Образовании" можно (нежно) назвать "начальное
высшее" или точнее – "1-я ступень высшего"…
Но лучше назвать 1-я (2-я, 3-я и т.п.) ступень общего
образования, гуманитарного образования,
профессионального образования
(можно уточнять –
педагогического, филологического, машиностроительного и т.п.).
[8] Ныне знаменитый Геннадий Хазанов говорил от имени студента кулинарного техникума куда более
простые, даже дурашливые формулки. Наверное, мне предстоит стать ещё более знаменитым…
[9] Лишь часть её ступеней обслуживается министерством образования. И успехи на других ступенях
образования
не учитываются, не аттестуются. Это не правильно. Это искажает картину
фактически
получаемого образования и его результирующих изменений.
[10] Хотя Библия утверждает, что "предупреждён, значит – спасён".